Защита прав потребителей представляет собой механизм регулирующий отношения между потребителями и производителями товаров и услуг (изготовителями, продавцами, поставщиками, представителями, исполнителями, ремонтными организациями). Данное регулироваие направлено на защиту прав потребителя, основные из которых приведены ниже.
Право на приобретение качественных товаров
Право на приобретение качественных работ и услуг, а так же на их выполнение в установленные сроки
Изготовитель (продавец, поставщик, представитель, исполнитель) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых товарах (работах, услугах).[*] пункт 1 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»
Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:[∗] пункт 2 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»
1. наименование товара (работы, услуги);
2. виды и особенности предлагаемых работ (услуг);
3. указание на нормативные документы, устанавливающие требования к качеству товара (работы, услуги) (для товара (работы, услуги), выпускаемого по таким нормативным документам);
4. сведения об основных потребительских свойствах товаров (результатов работ, услуг), а в отношении пищевых продуктов - о составе, пищевой ценности (для продуктов, предназначенных для детского, лечебного и диетического питания, - калорийность, наличие витаминов и иные показатели, о которых в соответствии с законодательством необходимо информировать потребителя), указание на то, что пищевой продукт является генетически модифицированным, если в нем содержатся генетически модифицированные составляющие (компоненты), а также в случаях и порядке, определяемых Правительством Республики Беларусь, сведения о наличии вредных для жизни и здоровья потребителя веществ, сравнение (соотнесение) этой информации с требованиями нормативных документов, устанавливающих требования к качеству товара (работы, услуги), о показаниях к применению отдельными возрастными группами;
5. цену и условия оплаты товаров (работ, услуг);
6. гарантийный срок, если он установлен;
7. рекомендации по приготовлению пищевых продуктов, если этого требует специфика таких продуктов;
8. дату изготовления, и (или) срок службы, и (или) срок годности, и (или) срок хранения товаров (результатов работ), установленные в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 13 настоящего Закона, указание условий хранения товаров (результатов работ), если они отличаются от обычных условий хранения соответствующих товаров (результатов работ) либо требуют специальных условий хранения, а также сведения о необходимых действиях потребителя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары (результаты работы) по истечении указанных сроков представляют опасность для жизни, здоровья, наследственности, имущества потребителя и окружающей среды или становятся непригодными для использования по назначению;
9. наименование (фирменное наименование), место нахождения изготовителя (продавца, исполнителя), а также при наличии - импортера, представителя, ремонтной организации, уполномоченной изготовителем (продавцом, поставщиком, представителем) на устранение недостатков товара и (или) техническое обслуживание товара; если изготовителем (продавцом, импортером, представителем, исполнителем, ремонтной организацией) является индивидуальный предприниматель, - фамилию, собственное имя, отчество и место жительства индивидуального предпринимателя;
10. сведения о подтверждении соответствия товаров (работ, услуг), подлежащих обязательному подтверждению соответствия, требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;
11. указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение исходя из характера работы (услуги);
12. количество или комплектность товара (результата работы);
13. штриховой идентификационный код, если обязательное маркирование товаров таким кодом предусмотрено законодательством;
14. необходимые сведения о правилах и условиях эффективного и безопасного пользования товарами (результатами работ, услугами), в том числе ухода за ними, и иные сведения, которые в соответствии с законодательством или соответствующими договорами обязательны для предоставления потребителю, в том числе сведения, относящиеся к соответствующему договору и предоставляемые по просьбе потребителя;
Указанная в пунктах 1-12 и 15 информация (а в случае доставки товара и в пунктах 13, 14), а также информация о сроке доставки товара (выполнения работы, оказания услуги), цене и об условиях оплаты доставки товара, должна быть доведена до потребителей и в случае, когда товары (работы, услуги) реализуются по образцам (каталогам, проспектам, рекламе, буклетам, фотографиям и т.п.), включая продажу товаров посредством сети Интернет.[*] пункт 4 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей» При этом информация, предусмотренная пунктами 1, 5, 6 и 9, а также информация о сроке доставки товара (выполнения работы, оказания услуги), цене и об условиях оплаты доставки товара доводится до сведения потребителя информационных источниках, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет. Информация, предусмотренная пунктами 2-4, 7, 8, 10-12 и 15 до момента заключения договора может доводиться до сведения потребителя в устной форме.
В том случае, когда потребителю реализуются непродовольственные товары, срок службы и (или) срок хранения которых истек (за исключением лекарственных средств), но реализация которых разрешена, потребителю должна быть предоставлена помимо вышеуказанной информация об истекших сроке службы и (или) сроке хранения товаров, о дате и номере разрешения на дальнейшую их реализацию и сроке, в течение которого товары возможны к использованию.[∗] пункт 3 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»
При оказании потребителю услуг общественного питания по его требованию должна быть предоставлена информация о составе пищевых продуктов, блюд, кулинарных изделий, указанных в меню, способах их кулинарной обработки.[*] пункт 5 статья 7 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»
Если приобретаемый потребителем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток (недостатки), потребителю должна быть предоставлена информация об этом. В случае приобретения такого товара сведения о наличии недостатка (недостатков) должны быть указаны в документе, подтверждающем факт приобретения товара. [*] пункт 6 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»
При реализации конфискованного или обращенного в доход государства иным способом товара потребителю должна быть предоставлена информация о том, что товар является конфискованным или обращенным в доход государства иным способом.[∗] пункт 7 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»
При реализации пищевых продуктов и других товаров, фасованных и упакованных в потребительскую тару (упаковку) не в месте их изготовления, помимо иной обязательной информации, должна быть предоставлена информация о фасовщике и упаковщике.[∗] пункт 10 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»
Вся указанная выше информация на белорусском или русском языке четким и разборчивым шрифтом доводится до сведения потребителя в документации, прилагаемой к товарам (работам, услугам), на потребительской таре (упаковке), этикетках или иным способом, принятым для отдельных видов товаров (работ, услуг). Информация, сообщенная или переданная на иностранном языке, считается непредоставленной, за исключением случаев, когда она была сообщена или передана на иностранном языке по желанию потребителя.[*] пункт 9 статьи 7 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»
Если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте реализации товара (выполнения работы, оказания услуги) необходимую и достоверную информацию о товаре (работе, услуге), потребитель вправе потребовать от продавца (изготовителя, поставщика, представителя, исполнителя) возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, - в разумный срок потребовать от продавца (исполнителя) расторжения договора и возврата уплаченной за товар (работу, услугу) денежной суммы либо от изготовителя (поставщика, представителя) возврата уплаченной за товар денежной суммы, а также возмещения других убытков.
Если при реализации потребителю товаров по образцам, описаниям товаров, содержащимся в каталогах, проспектах, рекламе, буклетах или представленным в фотографиях или иных информационных источниках, в том числе в глобальной компьютерной сети Интернет, потребителю не предоставлена возможность получить необходимую и достоверную информацию о товаре в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от приобретения товара без возмещения продавцу расходов, связанных с доставкой такого товара.[*] пункт 1 статьи 16 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей» Более того, в том случае когда потребителю не была предоставлена возможность получить всю необходимую и достоверную информацию о товаре (работе, услуге), и после передачи товара (сдачи выполненной работы, оказания услуги) возникли недостатки товара (результата работы, услуги), в отношении которых потребитель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации, он вправе обратиться к продавцу (изготовителю, поставщику, представителю, исполнителю) и предъявить по своему выбору одно из следующих требований:
- замену недоброкачественного товара товаром надлежащего качества;
- соразмерного уменьшения покупной цены товара;
- незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара;
- возмещения расходов по устранению недостатков товара;
- замену технически сложного товара или дорогостоящего товара в случае обнаружения его существенных недостатков;
- возврата уплаченной за товар денежной суммы;
- безвозмездное устранение недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
- безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы (оказания услуги), если это возможно;
- возмещения понесенных потребителем расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами.[*] пункт 2 статьи 16 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»
Кроме информации о товаре (работе, услуге) потребитель имеет право на получение информации об изготовителях (исполнителях, продавцах). К такой информации относится информация о наименовании (фирменном наименовании) изготовителя (исполнителя, продавца), о его месте нахождения и режиме работы, а также о наименовании торгового объекта или объекта обслуживания, в которых осуществляется реализация потребителю товаров (выполнение работ, оказание услуг), если такое наименование не совпадает с наименованием самого изготовителя (исполнителя, продавца), и иные сведения в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.
В том случае, когда речь идет об изготовителе (исполнителе, продавце) - ИП, то такой ИП обязан предоставить потребителю информацию о своих фамилии, имени, отчестве, месте жительства, режиме работы, наименовании торгового объекта или объекта обслуживания, в которых осуществляется реализация потребителю товаров (выполнение работ, оказание услуг) (при его наличии), о государственной регистрации и наименовании органа, осуществившего его государственную регистрацию в качестве ИП, и иные сведения в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.
Если изготовитель (исполнитель, продавец) - физическое лицо, производящее товары (осуществляющее реализацию товаров в рамках ремесленной деятельности или разовую реализацию товаров на рынке, выполняющее работы, оказывающее услуги), то он обязан предоставить потребителю информацию исключительно о своих фамилии, имени, отчестве.[∗] пункт 1 статьи 8 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»
Стоит отметить, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязаны также указать информацию о номере специального разрешения (лицензии), сроке его действия, государственном органе или государственной организации, выдавших это специальное разрешение (лицензию), если его вид деятельности подлежит лицензированию. Кроме того, на видном для потребителя месте должна быть размещена копия такой лицензии, а когда это невозможно - потребитель должен иметь возможность ознакомиться с копией (оригиналом) лицензии.[*] пункт 2 статьи 8 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»
Информация об изготовителе (продавце, исполнителе) может быть доведена до потребителя путем ее размещения на вывеске или другим доступным способом, принятым в торговом, бытовом и иных видах обслуживания потребителей, а информацию о лицензии - доступным способом в месте нахождения или месте жительства изготовителя (продавца, исполнителя).[∗] пункт 3 статьи 8 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»
Продавец (изготовитель, поставщик, представитель, исполнитель, ремонтная организация) за нарушение прав потребителя несет ответственность в соответствии с законодательством и (или) договором. Все убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полном объеме сверх неустойки, установленной законодательством или самим договором. Тем не менее уплата неустойки и возмещение убытков не освобождают продавца (изготовителя, поставщика, представителя, исполнителя, ремонтную организацию) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре.[∗] подпункты 1-3 статьи 15 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей» Для того чтобы получить возмещение причиненного вреда, потребителю необходимо предъявить претензию (судебный иск) к продавцу или изготовителю товара (если вред был причинен вследствие недостатков товара) либо к исполнителю (если вред был причинен вследствие недостатков работы или услуги). Изготовитель (исполнитель, продавец) может быть освобожден от ответственности только в том случае, если докажет, что вред возник вследствие нарушения потребителем установленных правил использования товара (результата работы, услуги), хранения, транспортировки товара (результата работы) или действий третьих лиц либо непреодолимой силы.[*] пункт 7 статьи 17 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей» Помимо возмещения вреда и убытков, потребитель в определенных законом случаях имеет право на компенсацию морального вреда. Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения продавцом (изготовителем, исполнителем) его прав, предусмотренных законодательством о защите прав потребителей, возмещается причинителем вреда только при наличии вины, которая предполагается, если иное не предусмотрено законодательными актами.[*] пункт 1 статьи 18 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей» Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потребителю физических и нравственных страданий, а также от степени вины причинителя вреда в случае, когда вина является основанием для возмещения вреда. При определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер причиненных потребителю физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потребителя.[∗] пункты 3 и 4 статьи 18 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 «О защите прав потребителей»